Ещё одна художественная жизнь, ещё одно художественное творчество завершилось.

3 декабря 1999 г. после непродолжительной болезни ушла из жизни Е.М.Гореликова, так и не дожив до своей персональной выставки.

Жизнь в искусстве началасьв 1941 году, когда Московская средняя художественная школа была в эвакуации. Там, в Пугачёвских горах она приобщалась к миру искусства, миру прекрасного.

Голодное военное время. Но рядом были товарищи, которые помогали выжить, а ещё было творчество, которым все ученики МСХШ были одержимы.

Осенью 1999 г. В Московском Художественном Академическом лицее и Академии Художеств состоялась юбилейная выставка - 60 лет МСХШ. Были показаны ученические работы 1941-45 гг. - "Золотого фонда", составляющего гордость изобазительного искусства.

Многие из учеников, выпускников этой школы стали признанными мастерами как в нашей стране, так и за рубежом.

Несомненно, эти годы оказали большое влияние на душу Е.М.Гореликовой, что в дальнейшем излилось в её творчестве в выборе тем, за которые она бралась: "Несущиея кони" в космическом пространстве, странные идолы-бабы. Многие работы носят аллегорический характер, носят отголоски романтических видений.

Художественную манеру выражения Гореликова получила в дальнейшем в стенах МИПИДИ, Строгановки, КМДИ.

Стала признанным мастером, художником, работающем в архитектуре.

Более чем за 30 лет ею было создано много монументальных произведений. Как она говорила - "50 стенок".

Лучшей работой в этой области можно признать комплексное решение объекта ДК г. Барановичи (Белоруссия).

Не сознавая того, она совершила подвиг. В условиях строжайшей цензуры, амбициозных требований некомпетентных заказчиков, жесточайших требований Художественного совета нашла способ нестандартного, незаштампованного выражения себя как художника.

Смело экспериментируя, создала фантастические легкие, многоярусные люстры. Поражает, что это могла сделать женщина. Но в монументальном искусстве женщины не уступали по своему таланту мужчинам, и даже превосходили по своему упорству в реализации своих замыслов.

Работа монументалиста очень трудна физически, нередко приводила к травмам и даже гибали.

Е.М.Греликова отличалась мужественным, сильным характером. Могла взяться за самый трудный, сложный вид материала, работала как скульптор-профессионал. Смело работала в технике рельефа, который любила. Темы для её композиций были нестандартны, поэтичны: "Маленький принц", "Игра волн", "Ночь зажигает маяк".

Белые рельефы почти прозрачны, легко сочетаются со стеной, организуя гармонично пространство интерьеров.

Для неё, как впрочем и для многих художников, работающих в архитектуре, конечно, было счастьем, когда удавалось свои замыслы реализовать, и даже испытывать гордость, что несмотря на все трудности, удалось создать настоящее произведение.

Е.М.Гореликова была гордым человеком, хотя никогда не стремилась к внешним проявлениям, считала это ненужным и потому оставалась как бы в тени от основной когорты монументалистов.

С разрушением СССР, когда исчез государственный заказ, наступивший экономический кризис особенно больно ударил по монументалистам.

Уникальная профессия художника, работающего в архитектуре, осталась невостребованной. Но художник не может не выражать себя. Так и Женя Гореликова продолжала творить в том, что никто не может отнять - в стихах, песнях, живописи.

Умение не сникнуть в те года,

Когда тебя не видят и не слышат.

Пройдут твои большие холода,

И струны всей души твоей задышат.

И чем сильнее на дворе мороз,

Тем крепче корни держатся за землю.

Ты счастлив - ты в неё корнями врос.

Ты врос в неё душою всею.

Так писала Женя - большая оптимистка. Храбрая и сильная, добрая и любящая, нежная и саркастическая, любящая жизнь, людей, животных, помогающая слабым и немощным - Русская женщина! Женжина поэт, художник, музукант, композитор.

Светлая тебе память, Женя Гореликова. И всё же выставка состоится. Приходите познакомиться с её творчеством.

10 февраля 2000 года Н. Тараканова.